Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.
Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков[1]. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
· не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
· недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
· отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
· не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
·
не соблюдается принцип
преемственности с другими программами образовательной области.
Настоящие методические рекомендации содержат общие принципы и положения, которыми следует руководствоваться при разработке рабочей программы.
Общие положения
Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:
· базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
· образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
· образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.).
Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.
Существует несколько определений учебной программы. Приведем некоторые из них[2]:
1. Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.
2. Учебная программа — документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.
3. Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.
Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы. Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
«Рабочая программа
учебного курса – документ,
предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню
подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного
учреждения».
Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету. Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:
1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными
или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю
программы. В практике образовательных учреждений иногда используются
внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании
методического совета образовательного учреждения или на заседании
методического объединения является формой внутренней экспертизы.
Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами,
работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы.
Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый
учебный курс носит интегрированный характер.
2. Апробация. Включению авторской программы в
образовательный процесс школы должно предшествовать ее экспериментальное
изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по
совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность
программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования.
Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март,
поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат
не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности
учащихся.
3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется
после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного
результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем
образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при
апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения
замечаний.
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
· нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
· определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
· процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
· оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Структура рабочей программы
Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист (Приложение №1).
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
1. Титульный лист
Титульный лист содержит:
1. Полное наименование образовательного учреждения.
2.
Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением
школы и директором школы с указанием даты).
3. Название учебного курса, для изучения которого написана программа.
4. Указание параллели, на которой изучается программа.
5. Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)
6. Название города, в котором подготовлена программа.
7. Год составления программы.
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
2. Пояснительная записка
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
В пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения. Пояснительная записка к авторской программе (например, регионального компонента) должна содержать обоснование актуальности разработанной программы, описание концепции и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потребности обучающихся. В модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:
1. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых).
2. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.
3. Методические рекомендации по изучению рабочей программы.
4. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана, ресурсное обеспечение курса. Кроме того, в пояснительной записке приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Формулирование целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности»[3], и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично если:
· дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
· описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
· возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
· конечная система или комплекс знаний;
· перечень умений и навыков (способов деятельности);
· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
3. Учебно-тематический план. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3). Приведенные в таблице организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
Таблица 1.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
||
уроки |
лабораторно-практические работы |
Контроль-ные работы |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
В нижней части таблицы часы суммируются |
||||||
|
Итого: |
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
теоретические |
практические |
|||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
В нижней части
таблицы часы суммируются |
||||
|
Итого: |
|
|
|
Таблица 3.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
|
|
2 |
|
|
В нижней части
таблицы часы суммируются |
||
|
Итого: |
|
4. Содержание тем учебного курса Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
· единства содержания обучения на разных его уровнях;
· отражения в содержании обучения задач развития личности;
· научности и практической значимости содержания обучения;
· доступности обучения.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
1. Название темы.
2. Необходимое количество часов для ее изучения.
3. Содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
©
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
5. Список литературы. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания:
· книга одного или более авторов:
Ситаров, В.А. Дидактика. / В.А. Ситаров - М.: ACADEMIA, 2002. - 365 с.
· статья из сборника или периодического издания:
Синцева, Г.В. Построение методической работы на диагностической основе / Г.В. Синцева //Методист. - 2003. - №1. - С.19—21.
· сборники документов:
Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. — Введ.01.01.86. — М., 1984. — 75 с. — (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).
В последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
· его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
· отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
· полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
· информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
· целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего программе комплекта.
Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение — вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.
Алгоритм построения рабочей программы
Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».
Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаимосвязанных этапов.
Первый этап
Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:
1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
2. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.
3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.
4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.
5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.
6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.
Второй этап
На
втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа
выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса.
Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем
материала, изучаемый в течение одного учебного года.
Третий этап
После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты такого планирования (см. таблицу 4 или 5).
Таблица 4. Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год
№ занятий |
Наименование
разделов и тем |
Количество часов |
Календарные сроки |
Вид занятия |
Наглядные пособия и
технические средства |
Задания для учащихся |
Повторение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5. Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год
№ п/п |
Наименование
разделов и тем программы |
Количество часов |
Сроки |
Занятия на уроках |
Лабораторные и
практические работы |
Самостоятельная
учебная деятельность |
Виды контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложности, возникающие при создании авторских и рабочих программ и тематического планирования к ним, могут быть преодолены при изменении работы методических объединений. Одним из главных направлений их деятельности может стать разработка содержания таких программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При фокусировании работы методического объединения на эти цели достигается значимый для всех педагогов результат, основанный на опыте разработчиков, а вся система методической работы приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №11
ПРИНЯТО педагогическим советом школы №______ от ______________ ИЛИ школьным методическим объединением №______ от ______________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________А.Г.Иванов «_____»_______200_ г. |
Рабочая программа
курса «Русский язык»
ИЛИ
предмета «Русский язык»
для 6 класса
на 2005-2006 учебный год
|
Составитель: Б.В.Петрова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
Куйбышев
2005
ПОЯСНЕНИЕ
к заполнению календарно-тематического плана
[1] Лихачев, Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / Б.Г. Лихачев — М.: Прометей, 1992.
[2] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
[3] Аншшюв, О.С. Энциклопедия управленческих знаний: Методический словарь для управленцев. / О.С. Аншшюв — М., 2002.